Кованая люстра

В пользу художественной ковки, в первую очередь, выступают те непередаваемые словами мощь и, одновременно, простота изделий, ощущение лёгкости и изящества, испытываемые от простого созерцания, этих, в прямом смысле слова, предметов искусства. И ещё. Все предметы художественной ковки созданы, преимущественно, вручную.

Мир вещей разнообразен. Мы постоянно контактируем с вещами и предметами, находимся в них, сидим, особенно если у нас есть кресло, лежим на них, живём в них передвигаемся на них, любуемся ими. Условно мир кованых вещей попробуем разделить на две части: используемые снаружи дома и используемые внутри него.

Используемые внутри

Кованая мебель. Изготовление кованой мебели — неисчерпаемая тема. Здесь есть куда приложить и талант и фантазию. Например, с использованием элементов ковки при создании массивной мебели — шкафов, стеллажей, бюро, кроватей, стульев, книжных полок, наконец. При этом следует заметить, что в данном случае изделия имеют смешанный характер. Кованая станина с орнаментом — и деревянные полки (книжный шкаф). Тот же принцип применим и к кроватям, и к стульям, скамьям.

Кованая люстра

Кованая люстра

Предметы интерьера, быта. Кованые изделия применяются в качестве художественной отделки окон изнутри, из металла делаются различные украшения, фигурки зверей — в общем всё-то, что не стыдно будет поставить на каминную, к примеру, полку. Не упустим из виду и каминную решётку. Кованая люстра, как и декоративное настенное панно — это тоже красиво. Вплоть до дверных ручек, утепленных дверей, крючков под полотенца на кухне и т.д.

Используемые снаружи

Кованые заборы. Функциональное и эстетическое изделие. Благодаря свойствам металла и приёмам ковки всегда есть возможность дополнить основную конструкцию дополнительными элементами — кольцами, навершиями прутьев, а также спроектировать забор в любом стиле, внося в дизайн любые авторские задумки вплоть до фольклорных мотивов, растительных, геометрических орнаментов.

Кованые ворота. Кованые ворота носят скорее эстетический характер, использование их в качестве преграды носит больше условный характер, но они многое могут сказать о доме и его владельце. Приёмы изготовления, конструкции, формы во многом схожи с методами ковки при изготовлении заборов.

Лестничные ограждения и перила. Идеально вписываются в любой интерьер, уместно смотрятся как в коттедже, так и на даче. Применяются как снаружи (лестница к дому, например), так и внутри. Сюда же можно отнести и кованные балконные ограждения, оконные решётки, дверные и балконные козырьки (навесы).

Перечисленное отнесём к элементам ковки, связанным с экстерьером дома. Помимо указанного, кованые изделия применяются и в оформлении приусадебного участка, домовладения. В этом ряду изделий можно отметить (как вид малых архитектурных форм) фонари, ландшафтные светильники, садово-парковые сооружения (например, беседки), скамьи, вазоны, урны, лежанки, шезлонги, столы.

О создании, приёмах и технологиях

При ковке работают со следующими металлами: медью, железом, латунью, сталью. Различают два вида ковки — холодную и горячую. Холодная, в основном, используется при изготовлении ювелирных изделий, горячая — как в нашем случае — при изготовлении всего того, что мы уже рассмотрели.

Металл разогревается на открытом горне. Непосредственно ковка производится на наковальне (одно-, двурогой или безрогой). Чаще применяются двурогие наковальни.

При ковке кузнецом используются следующие инструменты — молоты и кувалды, клещи, зубила, пробойники (для проделывания отверстий), фасонные оправки и обжимки.

Приёмы. Основными приёмами при ковке являются: осадка (для утолщения заготовки), вытяжка (для удлинения заготовки), пробивка отверстий (для соединения отдельных частей).

Также к ковочным приёмам относится гибка, скручивание на 360 или 180 градусов.

И, наконец, с помощью обжимок и гладилок изделие доводится до окончательной формы. При необходимости, ему придаётся рельеф (с помощью набивки, или насечки рисунка).

С целью упрощения технологии производства в процессе художественной ковки иногда применяется сварка — кузнечная (достаточно редко), дуговая и газовая, и тиски (если заготовка тонкая и не требует нагрева).

Заключение

В середине-конце XX века развитие прокатного и кузнечно-штампованного производств значительно потеснили производство изделий с использованием приёмов ручной ковки. Ковка стала упрощаться, настоящих мастеров оставалось не так уж и много. Но в последние десятилетия, в условиях развития частного сектора в России и возросшим, в связи с этим, спросом на кованые изделия, ремесло это стало возрождаться.

Ни одно кованое изделие нельзя повторить с точностью до миллиметра!