История интерьера

Минеральный кабинет

By 17.09.2017 No Comments

Творческая индивидуальность Воронихина в значительной мере сложилась во время его пребывания в Москве под непосредственным влиянием В. Баженова и М. Казакова. Именно от них воспринял Воронихин чувство гармонии пропорций, прежде всего ордерных систем, пластическую культуру архитектурных деталей, интерес и склонность к монументальным решениям. В дальнейшем, наблюдая в Петербурге и во время своих путешествий по России памятники отечественного зодчества, а в бытность за границей — сооружения Франции и других стран, наконец, работая самостоятельно, Воронихин обрел удивительное умение свободно добиваться, когда ему было нужно, впечатления монументальности и величия, а в иных ситуациях — особенно в интерьерах — ощущения изящества, утонченности, почти хрупкости.

Именно такой художенственный эффект был достигнут Воронихиным в отделках Строгановского особняка. Только что отмечено воздействие на Воронихина творчества Баженова и Казакова.

Баженов и его Кремлевский дворец дают себя знать в грандиозных полукружиях воронихинских колоннад Казанского собора, в его внутреннем решении, основанном на коринфском ордере. Казаков оказал влияние на Воронихина не только торжественным Колонным залом нынешнего Дома Союзов, но и своими многочисленными интерьерами особняков допожарной Москвы с их уютными комнатами, гостиными и залами.

Образ этих казаковских интерьеров связан с оформленными Воронихиным помещениями особняка Строгановых. Возникает и еще одна ассоциации — с отделками Камерона в Царском Селе. К сожалению, мы не располагаем конкретными данными, свидетельствующими о том, что Воронихин в раннее время — в 1790-х годах знакомился с этими работами Камерона и что они произвели на него впечатление.

Вскоре после возвращения сына старого графа Строганова Павла из Парижа Воронихину в 1793 году было поручено произвести перестройку растреллиевского особняка. Необходимость в этом вызывалась женитьбой молодого графа и желанием хозяина дома создать более современные по стилю интерьеры: архитектура Растрелли казалась в это время устарелой. Среди заново создававшихся ни терьеров — залов, гостиных, комнат — должны были быть образованы помещения для коллекции хозяина дома. Последних было два — Минеральный кабинет и Картинная галерея. В основном они сохранили до нас свою отделку.

Особенно интересен Минеральный кабинет. Чрезвычайно своеобразно его пространственное решение. Композиции кабинета, являющегося по существу парадной комнатой, двухъярусна. В первой, нижней, части располагались шкафы с книгами, наверху — на хорах — размещалась коллекции минералов, собранная в приуральских владениях Строганова. Оба яруса объединены круглым отверстием значительного размера в перекрытии. Над вторым ярусом — куполообразное перекрытие, в центре которого живописью имитирован еще один круглый проем, и по его сторонам — четыре арочных. Таким образом, пространственная композиция всего помещения строится по вертикали и складывается из ряда звеньев. Первый ярус имеет в плане крестообразную форму. Во внутренних углах этого «креста» — парные колонки, на которые опираются подпружные арки, перекрывающие его ответвления. Последние неравны но размерам: те, что направлены параллельно фасаду, глубокие, перпендикулярные им же слабо выражены, они определяются лишь выступом колон.

Leave a Reply